Почему ситуацию нужно менять

Свобода мирных собраний слишком важна, чтобы ее чрезмерно ограничивать.

Право на свободу мирных собраний является неотъемлемым условием реализации других прав человека, как и право на свободу выражения мнения, является фундаментом демократического общества. Мирные собрания могут служить множеству целей, включая выражение взглядов и защиту общих интересов. В обществе, основанном на принципе верховенства права, должна существовать возможность выражения идей, ставящих под сомнение существующий порядок. Это способствует продуктивному диалогу между гражданским обществом и правительством, мирному изменению ситуации. Защита свободы собраний необходима для того, чтобы могли мирно сосуществовать группы с различными убеждениями, нормами поведения или принципами.

Что не так с законом «о массовых мероприятиях»?

Хоть право на свободу мирных собраний не является абсолютным, его можно ограничивать только исходя из определённых целей и по понятной процедуре.

Закон сформулирован таким образом, что подменяет понятие «мирное собрание» и «выражение мнения» понятием «массовое мероприятие». Через эту подмену понятий вводится множество необоснованных ограничений, а также административная и уголовная ответственность за их нарушение.

Данный закон касается не только демонстраций политической оппозиции. Под понятие «массовое мероприятие» подпадает множество естественных аспектов жизни простых граждан. Например, поход в магазин за хлебом – это шествие, а посиделка с друзьями в кафе или бане – собрание.

Даже если Вы собрались пойти по миру и решили стать на оживленной улице с плакатом «Подайте на пропитание» то, имейте в виду, это массовое мероприятие – пикет. И проведение таких мероприятий требует получения разрешения, соблюдения строгой процедуры проведения и оплаты услуг ЖКХ, скорой помощи и милиции. Сама оплата производится на основании соответствующих договоров, которые Вы должны заблаговременно заключить с каждой службой. Более того, местный исполнительный орган может дополнительно регламентировать порядок проведения мероприятия. И при этом, он вправе запретить мероприятие по надуманным причинам, например, из-за погоды.

Отдельно нужно подчеркнуть, что свобода собраний потому и называется свободой, что человек реализует ее самостоятельно и государство не должно вмешиваться в этот процесс. В цивилизованных странах, если собрание готовится заранее, достаточно просто уведомить соответствующий орган власти. Также существует абсолютный запрет на такие формы мирных собраний как спонтанные, одновременные и контр-демонстрации. Настолько сложная процедура делает практически невозможной реализацию свободы собраний.

Когда у людей появляется необходимость собраться на митинг это, как правило, вызвано теми или иными действиями власти. Граждане хотят, чтобы правительство их услышало и разумно проводить митинг в соответствующем месте. Но этим законом устанавливается, что собрания и публичное выражение мнений допускается только в специально предусмотренных местах. И чаще всего, это такие места, в которых людей не услышит не то что власть, но даже и другие люди. Это демонстрирует пренебрежительное отношение чиновников к народу.

Практика применения закона наглядно показывает противоречивость и абсурдность его положений. Сам закон носит репрессивный, дискриминационный характер и девальвирует право граждан на свободу собраний. Включение одиночных акций, а также акций без участия людей в понятие массовых мероприятий не имеет под собой разумного основания. Все это ведет к увеличению пропасти между обществом и правительством, нагнетает социальную напряженность.