Как белорусские власти не хотят менять закон о массовых мероприятиях

Подборка лучших отговорок, которые получили правозащитники в ответ на обращение привести национальное законодательство в порядок.

Белорусские правозащитники и представители общественных организаций уже долгое время добиваются от государства изменений в сфере массовых мероприятий.

Главная проблема состоит в том, что отечественное законодательство противоречит белорусской же Конституции и ещё нескольким международным договорам, которые Республика Беларусь когда-то пообещала неустанно выполнять.

В конце прошлого года правозащитникам удалось объединить усилия нескольких общественных организаций и направить ряд обращений в различные государственные органы — в Администрацию президента, в Совет Республики, в Совет Министров и сразу два обращения в Палату представителей (в комиссию по правам человека, национальным отношениям и СМИ и в комиссию по законодательству).

В своем обращении люди попросили привести Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» в полное соответствие с международными стандартами.

Свобода мирных собраний является одним из фундаментальных прав человека, которое может быть реализовано физическими лицами и общественными  объединениями. Право на свободу собраний является необходимым условием развития личности, защиты интересов граждан и основой реальной демократии. Нарушение права на мирные собрания, в свою очередь, ведет к нарушению прав на свободу выражения мнения, свободу ассоциаций, а также блокирует возможность отстаивания других прав мирным методом”, — указали авторы коллективного обращения.

Каждый из пяти адресатов в ответ попытался выкрутиться по-своему.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА. КРАСИВО ПЕРЕБРОСИЛИ МВД

В администрации президента решили не заморачиваться с ответом и спихнули обращение в Министерство внутренних дел. В МВД тоже решили много времени не тратить, выделили лист А4 и ответили по-милицейски кратко:

“По мнению МВД с учетом правоприменительной практики, внесение изменений в Закон нецелесообразно”.

Милиция напомнила о том, что есть прописанный порядок законодательной инициативы, согласно которому у МВД таких полномочий нет.

СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ. СОСЛАЛИСЬ НА РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Совет Республики в лице председателя постоянной комиссии по образованию, науке, культуры и социальному развитию Ирины Старовойтовой сообщил, что любые изменения в законе о массовых мероприятиях служат для усиления мер по общественной безопасности граждан при проведении ММ.

Согласно позиции Совета Республики, в 2011 году в Закон вносились изменения, а на стадии их подготовки изучался опыт стран СНГ, США и Европы. Верхняя палата парламента похвасталась также тем, что при изменении закона о массовых мероприятиях были приняты во внимание “Руководящие принципы по свободе мирных собраний” БДИПЧ ОБСЕ за 2007 год. Потому белорусский закон о массовых мероприятиях, по мнению Совета Республики, мало чем отличается от аналогичного в других странах. Главным же доводом “нормальности” Закона Совет назвал решение Конституционного суда от 28 октября 2011 года.

Согласно нему, белорусское государство действительно устанавливает некоторые ограничения прав и свобод в сфере массовых собраний. Однако сделано это сугубо для “правовой защиты общественного порядка и общественной безопасности, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц”.

Таким образом, оснований для законодательной инициативы по изменению Закона “О массовых мероприятиях…” Совет Республики не нашел.

СОВЕТ МИНИСТРОВ. СТРАШИЛКИ О ЕВРОПЕ ОТ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИЙ

Обращение для Совета Министров было перенаправлено в Министерство юстиций. Чиновники ведомства подошли к ответам более творчески, чем другие госструктуры и написали, что в других странах, в том числе европейских, свободы для мирных собраний ещё меньше, чем в Беларуси.

В ФРГ любое массовое мероприятие должно быть санкционировано властями…”, “В законодательстве Франции есть понятия “демонстрация” и “сборище… По французскому уголовному кодексу такое сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись…”, “… В Великобритании за публичное угрожающее или оскорбительное поведение, которое причиняет тревогу, беспокойство или страдание другому лицу, можно получить штраф до 400 фунтов стерлингов…”.

Досталось даже благополучной и либеральной Швеции — там, согласно ответу Минюста, если толпа нарушает общественный порядок и не расходится после требования полиции, организатор может получить до 4 лет тюрьмы, а участники — до 2-ух лет.

Поэтому, как считают в министерстве, “белорусский закон в принципиальных подходах не отличается от законов других стран, а в части санкций за нарушения он гораздо более либеральный, чем во многих странах Европы и США”.

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, НАЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И СМИ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. КОНТРОЛЬ — НАШЕ ВСЕ

Депутаты нижней палаты парламента отбились словами о том, что при модернизации Закона “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” руководствовались рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ. Как и коллеги из Совета Республики, парламентарии сослались на Всеобщую декларацию прав человека, на Международный пакт о гражданских и политических правах и решение Конституционного суда, по которому право на мирные собрания может быть ограничено для “правовой защиты общественного порядка и общественной безопасности, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц”.

Отсутствие какого-либо контроля за подготовкой массовых мероприятий, упразднение регламентации мест их проведения, непринятие мер по охране общественного порядка, возможность сокрытия количества участников акций наряду с практически полным нивелированием ответственности последних могут стать факторами, способными привести к непредсказуемым негативным последствиям”.

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. СПИСАЛИ У МИНЮСТА

Вновь множество отсылок к законам (отметим, что они единственные, кто поставил на первое место Конституции Республики Беларусь). На этом хорошие новости закончились и начался ответ Министерства юстиции: нам вновь перечислили, какой ужас творится в Германии, Швеции и Великобритании.

Ну а у нас? А у нас все хорошо.

Добавить комментарий